Узкое место – это такое место в вашем бизнесе, где минимальными усилиями можно добиться максимального результата. Меньше работы, больше продвижение к цели.
Если вы пилите продукт, не убедившись, что он кому-то нужен – вы, с большой вероятностью, делаете это впустую. Точно так же, если вы сначала делаете лендинг, а потом проверяете, что в принципе можете получить пользователей, это может оказаться лишней работой. В каких-то случаях работа над конверсией дает сразу большой эффект, а в других – выгоднее заниматься повышением среднего чека. И так далее – всегда есть одно узкое место, у которого эффект от ваших усилий максимален.
Трекшн-карта дает пошаговый алгоритм, позволяющий в любой момент определить, где у вас узкое место.
- Во-первых, выберите клиентский сегмент. Чем ближе вы в сегменте к правому краю, и чем больше там денег, тем выше его приоритет. Узкое место в сегменте с наивысшим приоритетом.
- Если в этом сегменте вы уже перешли к тестированию каналов, то точно так же выбираете канал, в котором больше денег, и вы продвинулись дальше.
- Красная ячейка в этом сегменте или канале и есть ваше узкое место.
Дальше, если вы уже дошли до продаж, узкое место будет в одной из метрик. На разных этапах вы выбираете из разных наборов метрик.
- Если вы занимаетесь первой продажей, то узким местом может быть либо трафик, если вам не хватает трафика, чтобы протолкнуть до первой продажи, либо ненулевая конверсия. И в случае конверсии вы смотрите, до какого этапа воронки дошли пользователи, и занимаетесь продвижением на следующий шаг. То есть, узким местом будет либо объем трафика, либо один из шагов воронки.
- Если вы уже занимаетесь экономикой (сходимостью или проверкой масштабирования), то узким местом будет та из четырех основных метрик (количество трафика, CPA, конверсия, ARPPU), у которой больше плечо, то есть отношение эффекта от изменения этой метрики к стоимости и трудоемкости этого изменения. Например, если один процентный пункт конверсии дает +1000 долларов прибыли, а увеличения среднего чека на 10 долларов добиться примерно так же сложно, но оно дает +10 000 к прибыли, то биться надо за него, а не за конверсию.
- Наконец, если вы бьетесь за конверсию, то узким местом будет один из шагов воронки – тоже с максимальным плечом, тот, где с меньшими усилиями можно добиться большего роста общей конверсии.
Небольшое отступление про воронку. Воронка продаж – это последовательность шагов, которые нужно пройти, чтобы совершить покупку. На каждом шаге воронки теряется какое-то количество пользователей. Чем больше потеряли, тем меньше конверсия.
Например, типовая воронка в екоммерсе – выбрать товар, положить в корзину, оформить заказ, выбрать способ доставки, оплатить. Там, конечно, возможны всякие варианты, с большей детализацией или чуть другим набором действий. В В2В типовая воронка состоит из последовательности действий, каждое из которых приближает клиента к покупке. Так или иначе, на каждом шаге есть конверсия, и чем она выше, тем, как правило, выше общая конверсия воронки. Вы выбираете, какой из шагов самый проблемный, и занимаетесь его улучшением, контролируя при этом влияние изменений на общую конверсию и экономику в целом.
Самая частая ошибка, которую совершают стартапы при работе в воронке – попытки оптимизировать отдельные ее шаги или параметры до того, как заработал регулярный процесс продаж. Этой оптимизацией можно заниматься бесконечно, поскольку вы никогда не знаете, достаточно вы уже наоптимизировали или нет. Невозможно проверить – продаж-то регулярных нет, посчитать ничего нельзя.
Реальный кейс: предприниматель пытается продавать свой продукт по 30000 рублей, у него не покупают. По 10000 готовы покупать, но предприниматель не продает, считает, что слишком дешево. Но объяснить, почему дешево, конечно же не может – посчитать-то ничего нельзя, пока продаж нет.
Правильнее – сначала запустить воронку, чтобы пошли регулярные продажи. Для этого последовательно проталкивать клиентов сверху вниз, чтобы они начали доходить до конца и покупать. А потом уже заниматься оптимизацией экономики, ценами и прочими параметрами.