Как избежать кассового разрыва

Автор статьи: Евгений Калинин
Многие предприниматели оценивают успех бизнеса по количеству денег на расчетном счете. Это кажется логичным: чем больше денег — тем лучше идут дела. Однако такой подход часто приводит к кассовому разрыву. В чем причина?

Типовая ошибка: деньги на счете ≠ прибыль

Когда на счете растет сумма, это не всегда показатель доходности. Например, часть этих денег — авансы от клиентов, которые вы позже обязаны вернуть или выполнить за них услуги. Если новые клиенты перестанут поступать, деньги уйдут, а обязательства останутся. Это создает пирамиду, которая рухнет при малейшем снижении спроса. Важно следить за реальными доходами и расходами, чтобы не масштабировать убытки.

Как избежать кассового разрыва?

Первый шаг — научиться правильно считать не только количество денег в кассе, но и прибыль. Вам понадобится отчет о движении денежных средств (ДДС), отчет о прибылях и убытках (P&L) и юнит-экономика.

Что такое ДДС?

Отчет о движении денежных средств помогает проанализировать, как движутся финансы в бизнесе. Показывает, откуда деньги поступают и на что уходят. Отчет анализировать тем проще, чем больше статей в него включено. Поступления можно разделить на авансы и оплаты, разбить по контрагентам, распределить детально. Станет проще жить и определять, когда деньги непредсказуемо (нет) кончатся.

Почему P&L важен для бизнеса?

Отчет о прибылях и убытках (P&L) дает представление о том, сколько реально зарабатывает компания, учитывая все расходы. P&L-отчет показывает, зарабатываете вы или теряете деньги каждый месяц, квартал или год.

P&L-отчет нужен владельцам бизнеса, топ-менеджерам, руководителям подразделений, чтобы планировать работу компании, анализировать денежные потоки, прогнозировать расходы и увеличивать доходы.

Юнит-экономика: контролируем прибыль с каждого клиента

Чтобы бизнес развивался устойчиво, нужно контролировать не только прибыль в целом, но и на уровне каждой продажи или каждого клиента. Это называется юнит-экономикой — расчет прибыли с одного клиента. Вот как она работает:

  • Если вы зарабатываете на каждом клиенте больше, чем тратите на его привлечение — ваш бизнес здоров.
  • Если теряете деньги — при масштабировании убытки будут только расти.

Что ещё сделать, чтобы правильно посчитать экономику бизнеса?

  • Рассчитать срок окупаемости бизнеса. Определите, сколько времени потребуется для того, чтобы доходы превысили затраты на запуск или масштабирование. Важно на старте оценить, насколько быстро вернутся вложенные деньги и велики ли инвестиционные риски.
  • Составить отчет о движении денежных средств — финансовый документ, в котором отражены денежные потоки бизнеса: поступления, расходы и остатки денег. Отчет включает три раздела: операционная деятельность, инвестиционная деятельность и финансовая деятельность. Он поможет определить, в какой момент бизнес может столкнуться с нехваткой средств и как предотвратить эту ситуацию.

Всё это качественно дополнит расчет экономической эффективности проекта и рентабельности.

Заключение

Экономическая эффективность — это не только сумма на счете. Это грамотный учет доходов и расходов, планирование финансовых потоков и расчет окупаемости бизнеса на каждом этапе. Работая с юнит-экономикой, отчетами P&L и ДДС, вы сможете предотвратить кассовый разрыв и масштабировать прибыль, а не убытки.
«Сотрудники медленно выполняют задачи, делают не то, что надо, постоянная текучка»
Расскажи свою задачу и собери вместе с трекером пошаговый план её решения. Бесплатно.
Другие инструменты для роста бизнеса
Убираем фантазии и находим клиентские проблемы, решая которые будем делать бизнес
Как найти свой целевой сегмент и перестать тратить время на нецелевых клиентов
Как сократить затраты на разработку продукта и быстрее приносить ценность
Как подтвердить, что ценность у продукта есть, клиенты готовы платить и можно масштабироваться
Трекшн-карта — это простой инструмент, который ведет вас кратчайший путем к масштабируемому бизнесу.
Как контролировать развитие бизнеса по метрикам. Как принимать решения на основе цифр.
Трекинг
Индивидуальная работа с руководителем, перед которым стоит сложная задача: масштабная трансформация, поиск ценности и запуск/перезапуск основного продукта, выход из кризиса, достижение целей принципиально нового для компании уровня
Остались вопросы? Напишите нам в Telegram
Telegram