И ко дну прилипнете,
Вы сначала сдохнете,
А потом привыкнете.
У венчурных инвесторов есть такое понятие: “зомби-бизнес” или “зомби-стартап”. Для них это инвестиция, которая слишком медленно растет или вообще не растет.
Денег хватает на то, чтобы прокормить фаундера и команду, но нет скорости роста, которая бы привела к росту капитализации и создавала потенциал хорошего экзита.
Если бизнес в таком состоянии просуществует несколько лет, то для экономики венчурного фонда — это проигранная инвестиция. Она невыгодная.
Например, в 2014 году фонды General Catalyst Partners и Accel Partners отказались от доли в сервисе бронирования отелей "Островок". Инвесторы поняли, что этот бизнес не растет с нужной скоростью, и из него выгоднее выйти. Потому что экономика не сходится. Они не продали принадлежащие им доли, а просто отказались от них.
Есть так называемый “реальный бизнес”, который почему-то считает, что у него экономика другая. Однако он конкурирует за те же самые деньги на том же самом финансовом рынке. Стоимость денег для реального бизнеса такая же, да и правила игры одинаковы. Разница только в том, что VC умеют считать.
И если “реальный бизнес” не будет расти со скоростью стартапа, то он эти деньги не получит.
У предпринимателя для создания бизнеса есть только два ресурса: деньги и время. Если денег не дают, то приходится вкладывать время. И это то, что происходит с основателями большинства не очень больших бизнесов: они вкладывают очень много своего времени, а результат получают, ну, такой. Не очень.
Жизнь, между тем, одна. Даже и у предпринимателя.
А дальше начинается конкуренция не только за финансы, но и за клиентов и сотрудников. Если ты медленный и инвестируешь только свое время, а рядом есть кто-то быстрый как стартап и инвестирующий деньги как стартап, то он заберет у тебя и клиентов, и команду. И ты этого даже не заметишь.
Многие предприниматели к 40-50 годам обнаруживают, что бизнес, которым они занимались, закончился или вот-вот закончится, а ресурса на то, чтобы начать сначала, уже нет.
Складывается ощущение, что это изменение, которое произошло в бизнесе за последние лет пятьдесят или чуть больше. В середине прошлого века еще можно было позволить себе создавать бизнес, который будет просто кормить семью и некоторое количество людей вокруг. Все изменилось, сперва в отдельных областях с приходом транснациональных корпораций, а затем пришел интернет и поставил всех в условия жесткой конкуренции.
Маленький бизнес оказался вынужден конкурировать с корпорациями и огромным количеством более эффективных игроков во всем мире. Со временем всё больше ниш консолидируются и превращаются в красный океан. В нем сорока-пятидесятилетние собственники выгорают или прогорают быстрее.
И единственный способ этого избежать, единственный способ не обнаружить себя у разбитого корыта, когда времени и сил еще на одну попытку уже нет — расти очень быстро.
То есть, думать про свой бизнес, как про стартап.