Чтобы пробить потолок в первые сотни миллионов, нужно масштабироваться по количеству людей. Этими людьми нужно управлять. Начиная с какого-то масштаба, дополнительные издержки на управление растут быстрее, чем выручка. Рынок у таких компаний, как правило, высоко конкурентный, маржинальность не очень высокая – и растущие управленческие издержки быстро съедают всю прибыль.
Дальше есть четыре сценария.
Можно все-таки бежать в миллиард. Оптимизировать все, что можно оптимизировать, а потом идти искать более маржинальные продукты и сегменты.
Можно запустить новый бизнес. Это примерно та же задача – найти продукт и сегмент, в котором ценность, экономика, потенциал роста и конкурентная ситуация будут существенно лучше, чем сейчас. Подтвердить ценность и экономику и выстроить бизнес, который сможет отмасштабироваться не на сотни миллионов, а на миллиарды – и, возможно, даже не рублей.
Еще можно не делать этого самому, а начать инвестировать. Делать придется все то же самое, но сложнее – гораздо меньше погружаясь в каждую конкретную команду.
Четвертый способ – стать дорогим консультантом. Тут есть другая сложность – нужно выскочить из привычного амплуа, перестать консультировать по той теме, в которой уже работает существующий бизнес – будь то маркетинг, финансы или разработка софта – и начать консультировать про бизнес в целом, помогая своим клиентам находить новые продукты и сегменты и создавать действительно большие истории успеха.
Я часто вижу, как для таких предпринимателей способом преодолеть этот стеклянный потолок оказывается трекинг. Он работает в каждом из четырех перечисленных сценариев.
Чтобы найти новые точки роста в своем существующем бизнесе или запустить новый – нужна методология запуска и развития продуктов. А еще нужна насмотренность, нужно увидеть множество разных ситуаций в чужих бизнесах, чтобы справляться с подобными ситуациями в своем.
Особенно интересно, когда трекеру удается поработать с бизнесом, находящемся на следующем этапе развития. Когда свой бизнес дорос до 100М, поработать с предпринимателем, у которого уже миллиард. Заглянуть туда, подсмотреть, как управлять бизнесом следующего уровня.
Чтобы инвестировать, нужно уметь диагностировать бизнес и команду, нужна такая же насмотренность. А еще, самые интересные сделки и условия в них достаются тем, кто дает компаниям не только деньги, но и дополнительные возможности, экспертизу и опыт.
Трекинг помогает предпринимателю выдернуть себя из привычных паттернов, посмотреть, как устроена жизнь у других, расширить свой собственный горизонт. Развить существующий или запустить новый бизнес, пробить потолок и выйти на следующий уровень.