Новости Школы трекеров Евгения Калинина

Какую проблему решает iPhone?

Нашу редакцию очень часто спрашивают: а какую проблему решает iPhone? 
Или Facebook, Instagram и TikTok. Или любой другой массовый В2С продукт. Неужели, чтобы понять, какую ценность дает такой продукт, тоже нужно делать проблемные интервью? Там же нет проблемы!

Ну, а дальше понятно: раз такие крутые и успешные продукты не решают никакую проблему, значит и нам, стартаперам, никакую проблему решать не надо, побежали программировать!
У этого вопроса есть несколько ответов.

Во-первых, посмотрите выступление Стива Джобса на презентации первого Айфона. Примерно половину из этой презентации он говорит о проблемах, которые Айфон решает. 
То, что сейчас кажется нам само собой разумеющимся, тогда было далеко не так очевидно. Вспомните, какими ужасными были тогда смартфоны на Windows Mobile или Symbian. Айфон решал кучу проблем.

Сейчас он их решил. Норма стала другой. Поэтому, смотря на Айфон теперь, мы не видим проблемы, которые он решал тогда. На разных этапах жизненного цикла рынка и продукта процесс поиска проблемы разный. 

На старте жизненного цикла продукт в целом решает большую проблему. Десять лет спустя отдельные мелкие фичи продукта решают отдельные мелкие проблемы, возникающие при использовании продуктов конкурентов или предыдущих версий этого продукта.

Появляются узкие сценарии применения для узких сегментов, и в них детальные проблемки, из которых растет уже не продукт в целом, а фичи. За каждой фичей при этом сидит отдельная продуктовая команда, которой можно задавать все те же вопросы: какую проблему решаешь, чья это проблема, почему это проблема?

Когда трекер задает предпринимателю эти вопросы, он не всегда получает на них хорошие ответы. И иногда даже бывает, что ответов нет, а деньги есть, продукт покупают. Почему? Непонятно. 

Суть метода состоит не в том, что всегда есть проблема. Если вы не понимаете проблему, но у вас покупают – ну и хорошо. Суть метода в том, что проблему всегда надо искать. В процессе поиска реальной проблемы клиента вы имеете шанс чуть лучше узнать, кому и зачем нужен ваш продукт, поменять сам продукт или процесс его продажи и вырасти еще сильнее.
Рубрика «Вопросы читателей»